Новости

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НИ У ОДНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ НЕТ МОНОПОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ РАЗРЕШАТЬ ИЛИ ЗАПРЕЩАТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

Разделы:
Состав и содержание сметно-нормативной базы; Составление смет в строительстве





Правление Союза инженеров-сметчиков сделало сообщение (письмо № СВ-15) по вопросам полномочий по разработке, утверждению и применению сметных нормативов

В настоящее время по действующему законодательству все документы федеральной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве 2001 года (ГЭСН, ФЕР, МДС и т.п.) не являются нормативными правовыми актами, обязательными для применения. Их правовой статус - документы добровольного применения. Поэтому инвестор (заказчик) и подрядчик вправе выбирать, какими нормативами им пользоваться.

Градостроительным Кодексом Российской Федерации (статья 48, часть 12, подпункт 11) установлено, что обязательным разделом ПСД является смета на строительство объектов капитального строительства, только в случае, если его финансирование предполагается за счет средств соответствующих бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. №87, утвердившим "Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", (пункт 7) установлено, что требования к разработке, объему и содержанию раздела 11 проектной документации "Смета на строительство объектов капитального строительства" является обязательными для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанного раздела определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

В соответствии с пунктом 29.б) указанного Положения в пояснительной записке к сметной документации отражается только перечень сборников и каталогов сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не устанавливает обязательной процедуры утверждения сметных нормативов какими либо органами федеральной, региональной и муниципальной власти. Указанные органы в пределах своих полномочий могут рекомендовать к применению те или иные сметные нормативы для составления сметной документации по объектам капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Для объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, такие полномочия переданы Министерству регионального развития Российской Федерации. Пунктом 5.2.7.3. Положения о Минрегионе России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 г. №40, Министерство уполномочено принимать нормативные правовые акты по установлению порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности. В настоящее время этот нормативный акт Министерством не принят.

Для объектов, финансируемых за счет средств регионального бюджета, соответственно рекомендации по применению сметных нормативов для составления сметной документации, принимаются региональными органами исполнительной власти.

Во всех остальных случаях рекомендации по применению сметных нормативов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование, тем более что сметная стоимость, определенная в составе проектной документации, становится ценой строительной продукции только в результате проведения конкурса или переговоров и заключения договора подряда.


В связи с изложенным:

  1. Сметных нормативов, позволяющих упростить и стандартизировать сметные расчеты, может и должно быть достаточное количество.
  2. В настоящее время ни у одного органа власти нет монопольных полномочий разрешать или запрещать применение тех или иных сметных нормативов в расчетах сметной стоимости строительства (капитального ремонта). При проведении сметных расчетов только заказчик уполномочен определять круг сметных нормативов для составления сметной документации по конкретным объектам капитального строительства, финансирование которых он будет осуществлять.
  3. Попытки различных структур, в том числе "окологосударственных", монополизировать право на утверждение или согласование всех сметных нормативов противозаконны.
  4. В соответствии с принципами саморегулирования только профессионализм и следование кодексу профессиональной этики инженеров - сметчиков позволяет выбирать для сметных расчетов те сметные нормативы, которые помогают определять сметную стоимость (начальную цену договора) с максимально высокой степенью достоверности.


smr-2-08.rtf








© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "SDELO.RU | Составление смет в строительстве" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)